Песни о первой любви можно петь и в 50

В эти недели на благовещенцев обрушился, по нашим провинциальным меркам, прямо шквал гастрольных концертов. Такой выбор афиша нам предлагает нечасто. Хочешь рок – вот тебе «Черный кофе». Шансон? Трофим и «Бутырка» на выбор. Классику? Москвичи везут Глинку. А если поностальжировать желаете, пожалуйте на легендарных «Верных друзей».

Тем, кто подзабыл это имя, гремевшее в эпоху ВИА 70-х, ясности добавляли название программы на афише: «Эти глаза напротив» и фамилия – Ободзинский. Попадание стопроцентное. А-а, это же те самые? Помнишь, еще у них «Синий-синий иней…», «Как прекрасен этот мир», «Девятый класс, молчит звонок…», «Налетели вдруг дожди…» Пластинки «Верных друзей» были, наверное, у каждого, кто имел проигрыватель. Их крутили несчетное количество раз – так что, танцуя вокруг проигрывателя, приходилось двигаться на цыпочках, чтобы иголка не подпрыгивала. Девочки переписывали слова друг другу в песенники, мальчишки подбирали аккорды: «…но ты спроси у педсовета, во сколько лет свела с ума Ромео юная Джульетта…» Это уже не песни, это эпоха. Но я думаю, артисты и не обольщались – полный зал зрителей собрался не затем, чтобы увидеть постаревших кумиров и насладиться их несравненным вокалом и инструменталкой: большая часть пришла заглянуть на часок в собственную юность. Ностальжи!

…«Не знаю, радоваться этому или иронизировать. Еще несколько лет назад казалось, что интерес к ретро всколыхнулся в преддверии миллениума. Как-никак смена веков. Отпоем «старые песни о главном», пооглядываемся назад и все же пойдем вперед. Каждому времени – свои песни. Но видно, к нашей эпохе затянувшихся перемен не только слов не подберешь, но и музыки…

Вначале старые песни, напрягая голосовые связки, принялись исполнять сегодняшние звезды. Потом очнулись первоисполнители. Какой смысл отдавать славу, деньги и полные залы этим мальчикам и девочкам, которые еще в пеленках лежали, когда мы гремели на весь Советский Союз? Стряхнуть нафталин с тесноватых (годы, годы…) концертных костюмов, настроить гитары, подтянуть связочки, животы и морщины, прикрыть лысину бейсболкой. Да мы, ребята, еще ого-го! И одна за другой стали воссоздаваться давно распавшиеся ВИА. Навскидку: «Пламя», «Самоцветы», «Песняры», «Синяя птица», «Земляне» и вот «Верные друзья».

Напомню историю ансамбля. «Верные друзья» появились на эстраде в первой волне ВИА в самом начале 70-х практически сразу после «Поющих гитар» и «Веселых ребят». Молодые честолюбивые выпускники московских музыкальных вузов и училищ искали свое и пробовали соединить идеи песенной эстрады, джаза и классической музыки. В отличие от других ВИА, которые тогда стали расти как грибы после дождя, в составе ансамбля был струнный квартет, а именно две скрипки, альт и виолончель. Это было свежо, и «друзья» оказались популярными. С ними какое-то время пела Алла Пугачева, затем предложение о сотрудничестве поступило от очень популярного в то время певца Валерия Ободзинского, солиста известнейшего оркестра под управлением Олега Лундстрема. «Верные друзья» гастролировали по всей стране, записывали пластинки, песни к кинофильмам – таким, как «Центровой из поднебесья», «Большое космическое путешествие».

Распался ансамбль в конце 80-х. Когда интерес к ретро всколыхнулся, в 2001 году «Верные друзья» появились вновь. В более чем скромном составе, но прежнее имя и прежний репертуар были при них. Выпустили компакт-диск, разошедшийся хорошим тиражом. В 2004 году их ретро-проект получил развитие – с «Друзьями» начал петь племянник Валерия Ободзинского Александр. Как подчеркивала афиша, с которой музыканты приехали в наш город, «Александр Ободзинский – обладатель фамильного голоса». Надо сказать, племянник на дядю, если судить по старым фото, и правда похож – и внешне, и голосом, и стилем исполнения. Впрочем, на похожесть и расчет. Александр вставляет в песни такие же прочувствованные монологи, опускается на колено перед прекрасными «глазами напротив» в первом ряду, и тут же рассказывает очередную историю – как подобный жест Валерия при исполнении «Прощального письма» в колонном зале Дворца съездов когда-то вызвал гнев у самой Фурцевой. Или как пытались запретить песню «Восточная», потому что в фразе «В каждой строчке только точки после буквы «л»…» усмотрели намек на вождя мирового пролетариата.

Атмосфера, как оно всегда бывает на выступлениях ретро-групп, царила сентиментально-приподнятая. Солидные дяди и тети в зрительном зале с прочувствованной слезинкой на глазах хором подпевали не менее солидным, но по-юношески бодро терзающим гитары музыкантам. Белые брюки, пиджаки по моде тех лет «с искрой». Ах как все это знакомо и как мило сердцу… Немного деревянный звук инструментов (или это в сравнении с грампластинками 30-летней давности?) удачно скрашивали бурные аплодисменты зрителей. После первых аккордов – в знак того, что зал узнал песню. При последних – как благодарность и восхищение. А хлопки по ходу песни – просто чтоб веселее пелось.

Автор Елена Казакова.

Источник газета «Амурская Правда». (Архив, 1 февраля 2005 г.)

“Музыка — это пары искусства. Она то же для искусства поэзии, что грезы для мысли, что для океана волн — океан облаков над ним.”

Виктор Мари Гюго

Друзья Верных друзей

2018-06-14T10:47:56+03:00